Литературные жанры
Магазины книг
Новые книги о политике
За кулисами путча
За кулисами путча


Орлову казалось, что после той памятной командировки в Душанбе зимой девяностого года прошла целая вечность. За это время страну трясло, словно она разваливалась на куски. Рушилось и рассыпалось в прах то, что доселе казалось незыблемым, несокрушимым.
Друзья и звезды - Веллер Михаил
Друзья и звезды - Веллер Михаил



Вот так из маленьких частных историй и складывается одна большая и общая История. В России то, что называется точкой бифуркации, уже много лет продолжается как линия бифуркации. Настроения у населения, я бы сказал, смутные. Все это начинает мне напоминать тот общий отзвук отношения народа к власти, что у нас был уже в 70-е годы, в начале 80-х. Мы отдельно, власть отдельно. Ужиться как-то можно, но совершенно понятно, что мы ей не верим, она нам не верит, но мы как-то сосуществуем, потому что что же делать.
А. Хинштейн - Почему Брежнев не смог ст...
А. Хинштейн - Почему Брежнев не смог ст...



Хочешь не хочешь, однако следует признать: в годы "развитого социализма" быт доброй половины населения был поднят до среднего уровня западных стран. И никакой при этом, заметьте, бездомности! Опять же — платили за квартиру смешные по нынешним временам деньги: две трети общих затрат брало на себя государство.
А. Хинштейн - Почему Брежнев не смог ст...

А. Хинштейн - Почему Брежнев не смог ст...

Было еще и индивидуальное — малоэтажное, как сказали бы сегодня — строительство, расширяющееся год от года, в строгом соответствии с директивами ЦК КПСС о дальнейшем улучшении жилищных условий населения.
Опять же — садовые товарищества, знаменитые 6 соток, куда горожане радостно вырывались из городских бетонных мешков. Запрещенные при Хрущеве участки не только были отныне реабилитированы, но и превратились в явление массовое. Если раньше собственной дачей, равно как и отдельной квартирой, могли похвастаться только деятели искусства, ученые, генералитет и номенклатура, то теперь садовые участки распределяли чуть ли не на каждом заводе.
На "эпоху застоя" приходится и пик дорожного строительства. Его стартом стало постановление ЦК и Совета Министров 1968 года о дальнейшем наращивании темпов строительства дорог. Оно предусматривало ежегодный рост в 20%. Сами дорожники называют тот период "золотым двадцатилетием", о чем можно прочесть, например, на официальном сайте Росавтодора.
Именно тогда были проложены десятки новых трасс, соединивших воедино регионы: Транс кавказская магистраль, автодороги Москва— Рига (780 км), Ленинград—Мурманск (1147 км), Москва—Волгоград (1029 км), Красноярск—Абакан (340 км), Кашира—Воронеж (545 км). Протяженность дорог с твердым покрытием выросла ровно вполовину. Ежегодно возрастали объемы мостостроения: в среднем — на 8-12%.
Не отставали от дорожников и путейцы. Локомотив МПС разогнался настолько, что затормозил лишь под самый конец перестройки. Когда всё кругом уже рушилось, железнодорожная отрасль продолжала работать как часы. Самый высокий в отечественной истории объем перевозок был зафиксирован аккурат в 1988 году — 4 миллиарда 116 миллионов тонн груза и 4,4 миллиарда пассажиров.
Метро из столичной достопримечательности при Брежневе превратилось в городскую обыденность. К 1982 году уже в 8 городах грохотала подземка, еще в пяти — метро строилось.

Брежнев — я абсолютно в этом уверен — действительно пытался изменить поначалу жизнь страны к лучшему, просто делал это так, как умел, в силу собственного понимания и кругозора.
В своем дневнике он регулярно записывал одну и ту же фразу: настроение в народе хорошее, это как бы являлось для него главным мерилом.
Всеобщее умиротворение — вот. пожалуй, основная идея брежневского курса. Ради того, чтобы считаться "добрым царем", он готов был закрывать глаза на многое, в том числе на шалости родных и подчиненных, которые, впрочем, в сравнении с коррупционерами сегодняшними вызывают исключительно светлую ностальгию. Живи сам и дай жить другим — принцип, которого Брежнев свято придерживался с юности.
Неслучайно — почти весь активный его период— с 1969-го по 1981-й годы — в стране вообще не было бунтов, акции "отказников", вроде захвата приемной Президиума Верховного Совета — не в счет.
А это значит, что абсолютное большинство населения брежневское правление вполне устраивало. Вспомните: стоило лишь Хрущеву поднять цены на мясо, как в Новочеркасск, на подавление беспорядков, пришлось вводить войска. До этого — были и Темиртау, и Тбилиси, и Грозный.

Купить книгу в интернете:



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.