«Золотая пальмовая ветвь» в этом году досталась «Паразитам» корейского режиссёра Пон Чжун Хо. Это уже вторая подряд азиатская победа на европейском фестивале: в прошлом году триумфаторами стали японские «Магазинные воришки», с улыбкой обчистившие весь Лазурный Берег. Но первая в истории Южной Кореи. Герои «Паразитов» – одна нищая и одна процветающая семья, оказавшиеся в заложниках друг у друга. Противостояние двух семей режиссёр «рифмует» с холодной войной на Корейском полуострове, но этот конфликт, конечно же, универсален.
На втором месте – то есть Гран-при – в этом году оказалась «Атлантика», история о мигрантах, подобно Одиссею плывущих из Сенегала в Испанию в поисках лучшей жизни. Только вот их скитания по Европе мы не увидим: моряков навсегда заберёт морская пучина, а настоящими героями станут не Одиссеи, а Пенелопы, оставшиеся на берегу.
Приз жюри – третью по значимости награду – разделили сразу две картины: французские «Отверженные» и бразильская «Бакурау». Первая – история баррикад на улицах и в сердцах; вторая – своеобразная месть за колонизацию, воплощённая в жанре треш-боевика. Американские туристы с ружьями едут в бразильскую глубинку, чтобы убивать людей, но натыкаются на отнюдь не дикий мир, способный к самоорганизации и обороне.
Приз за режиссуру достался ветеранам Канн – братьям Дарденн, которые уже дважды получали «Золотую пальмовую ветвь». Теперь их наградили за фильм «Молодой Ахмед» – историю об арабском мальчике в Бельгии, не желающем принимать европейский образ жизни.
Если вынести за скобки Дарденнов, то проигравшими на этом фестивале окажется именно что партия ветеранов – Кен Лоуч и Терренс Малик, Джим Джармуш и Квентин Тарантино,Педро Альмодовар (сыгравшего в его «Боли и славе» Антонио Бандераса, впрочем, наградили как актёра) и Абделатиф Кешиш. Особенно иронично выглядит каннская судьба Квентина Тарантино. Спустя ровно четверть века после победы «Криминального чтива» он ценой титанических усилий и бессонных ночей в монтажной комнате всё же успел привезти на Лазурный Берег фильм «Однажды... в Голливуде». И чем его наградили? Только призом для собаки, сыгравшей в фильме. Как будто бросили кость.
Самый простой способ интерпретировать результаты Канн-2019 – искать в них след конъюнктуры. Мол, режиссёр отверженных Мари Диоп – девушка из Сенегала. Постановщик «Отверженных» Ладж Ли – чернокожий дебютант из Франции. Дарденны сняли не самый могучий свой фильм, зато про столкновение религий – и как же ловко они превратили это столкновение из кровавой вражды в платонический роман!
Но мыслить в таком ключе опасно. Ведь когда фестиваль хочет навести на какую-то социальную тему свои прожекторы, он рискует вместо этого бросить на неё тень. И члены жюри, в котором собираются совестливые и мудрые люди, прекрасно это знают. Поэтому конъюнктуры в его решениях нет, а есть лишь желание сформулировать миссию искусства – хотя бы на год вперёд. Сигналы, которые шлют миру Канны в этом году, жизнеспособны и гуманистичны. Молодых, которые не молчат, услышат; стариков, которые не сдаются, поддержат. Отверженных если не спасут, то утешат. А мир вокруг, увы, не изменится, но за него всё равно стоит продолжать борьбу с паразитами всех мастей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Автор: mt.metronews.ru