Новости науки и техники - новейшие технологии сегодня в мире
12.10.2017 0 0

#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #балты@l_u_n_n_i_t_s_a #великое_переселение_народов@l_u_n_n_i_t_s_a #впн@l_u_n_n_i_t_s_a





М. М. Казанский "Удила эпохи переселения народов из погребения в Доложском погосте" / Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2014.

Часть I.

Изучение археологических памятников северо-западной России всегда было приоритетным в исследованиях моего друга Юрия Лесмана. В центре его внимания находились вопросы формирования раннесредневекового населения Северо-Запада, и особенно роль различных этнических и культурных компонентов в истории Северной Руси. Такую направленность научных интересов задал нам в уже далекие 1970-е годы один из наших учителей, Глеб Сергеевич Лебедев. Многое изменилось с тех пор в археологии этого региона: проведены широкие раскопки раннесредневековых памятников, которые сейчас в своем большинстве еще ждут публикации, выявлены характерные древности предшествующего римского времени, уточнена, в значительной степени благодаря работам Юрия Лесмана, археологическая хронология региона, изменилось прямолинейное отношение к этнокультурной атрибуции археологического материала. Однако наши знания об эпохе Великого переселения народов и о меровингском времени на территории Северо-Запада, к северу от зоны культуры псковских длинных курганов, по-прежнему остаются очень ограниченными — в научный оборот введены лишь немногие находки (Михайлова, Федоров 2011; Стасюк 2012; 2013). Поэтому обращение к материалам конца римского времени и начала средневековья, обнаруженным на территории современной Ленинградской области, мне представляется актуальным.

Особый интерес представляет погребение в Доложском погосте (Заручье) (рис. 1), в бассейне среднего течения р. Луга (Спицын 1896: 5, 109, табл. 18: 16; Бехтер 2010). Это необычное для Северо-Запада России погребение-кремация содержало набор оружия, типичный для балтов сувалкской группы — умбон щита, копье, а также удила с насечками (рис. 1: 2). Погребение по обряду кремации под курганом также обычно для балтских памятников конца античности и начала средневековья. По набору инвентаря захоронение может быть датировано эпохой переселения народов — V или ранним VI вв. (Kazanski 1991: 8; Казанский 1999: 409—411, рис. 6: 1; 2008: 308, рис. 5: 1—3). В свете этих параллелей интересно еще раз обратиться к удилам, найденным в этом погребении. Их конструкция и декор имеют параллели в первую очередь в культурах балтского круга. Удила из Доложского погоста (рис. 1: 2) имеют две прямоугольные в сечении штанги-грызла, округлое в сечении, насколько можно судить по имеющейся публикации, центральное звено-трензель и кольчатые округлые в сечении псалии.

В Северной Европе трехчастные удила с кольцевыми псалиями в целом соответствуют форме 1С2а по типологии М. Орзнеса и существуют с позднеримского времени до эпохи викингов (Ørsnes 1993: 190, 191). Для Восточной Европы они идентифицированы С. Ю. Каргопольцевым как балтские по происхождению (Каргопольцев 1994: 76). На Северо-Западе России удила подобной конструкции, помимо Доложского погоста, известны на поселении т. н. удомельского типа в Юрьевской Горке, в бассейне Мсты (Исланова 1997: рис. 79: 8). В лесной зоне России трехчастные удила также представлены в Верхнем Поднепровье, на памятниках тушемлинской культуры (Близнаки, возможно, Демидовка: Шмидт 2003: табл. 6: 1, 7), и на Верхней Волге, в погребениях культуры длинных курганов (Гринино-2) (Исланова 2012: 28, 42, рис. 80: 4) а в несколько более позднее время, VIII—IX вв., — на поселении Бережок в Удомельском поозерье (Исланова 1997: 83, рис. 140:10). У прибалтийских финнов близкие удила засвидетельствованы для интересующего нас времени в Финляндии (Hackman 1905: Abb. 15: 2; Kivikoski 1973: Taf. 42: 387, 70: 632), в Северной и Западной Эстонии (Aspelin 1884: 330: 1744; Mandel 1995: Abb. 12: 11; Mandel 2003: Tah. II; III), а также у прибалтийско-финского населения на территории Латвии (Stubavs 1976: ХI: 4 tab.).

Но лучше всего такие удила представлены на территории, занятой в эпоху переселения народов и в начале средневековья балтами. Для V—VII вв. имеются многочисленные находки в Литве (см. напр. Kulikauskas, Kulikauskene, Tautavičius 1961: 204, 1 pav.; Tautavičius 1979: 40: 5 pav.; Vaškevičūte 1987: 3: 3 pav.; Kazakevičius 1993: 80, 131: 8 pav.; Bertašius 2005: Taf. CLXVI: 2; Michelbertas 2005: 7: i pav., 2 pav.; The Curonians... 2009: 58, № 204; 78—80, № 299; 82—84, № 321), в Латвии (напр. Graudonis 1974: 31: 2, 37: 1 att.), в латвийско-белорусском пограничье (Прудники: Шадыро 2001: рис. 8: 1; Шадыра 2006: табл. 15: 37). Существуют такие удила в Юго-Восточной Прибалтике и позднее, вплоть до XII—XIV вв. (Скворцов 2010: 156, 157).

Трехчастные удила также хорошо известны у западных балтов конца позднеримского времени и начала средневековья на территории Восточной Пруссии. Они представлены часто большими сериями, например, на могильниках самбийско-натангийской культуры, таких как Митино, Зопфен (Zophen)/ Суворово, Айслитен (Eisliethen)/Геройское-5 (Скворцов 2010: 155—159). Известны они и в могильниках Тенген (Tengen) (Be rendt 1873: Taf. I: 3b) и Хохшнакайнен (Hoch schnakeinen) (Erlich 1939: Abb. 8a) а также в недавно раскопанном могильнике Заостровье-1 Интересно, что при этом они отсутствуют на могильнике Доллькайм (Dollkeim)/ Коврово, раскопанном большой площадью и содержащем немало погребений интересующей нас эпохи (Кулаков 1990: табл. 3: 21). Подобные удила также имеются в могильниках эльблонгской группы (Kontny, OkuliczKozaryn, Pietrzak 2011: pl. LI: 1; LXV: 2; LXVI: 2; LVIII: 4; LXXIII: 2; LXXIX: 1; LXXXI: 15; LXXXVII: 4; XCIV: 3; C: 1; CI: 1; CV: 13, 14; Скворцов 2010: 155—159).

Для эпохи переселения народов и начала средневековья трехчастные удила также представлены в Дании и материковой Швеции, а также на Готланде (см., напр., Tillväxten... 1907: fi g. 97), при этом центральное звено представляет собой сравнительно небольшое кольцо или прямоугольную рамку (Ørsnes 1988: Taf. 182: 1, 2; 183: 1, 2; 1993: 245—247, fi g. 40: b; 41: a; Ramqvist 1992: pl. 46: c). В скандинавском контексте известны и находки удил такого типа в начале эпохи викингов (Скворцов 2010: 155). Изредка трехчастные удила встречаются у германцев меровингского времени, например, на аламаннском могильнике Клепсау (Klepsau) (Koch 1999: Abb. 11) или в тюрингском могильнике Эзельcвег (Eselsweg), правда, со стержневыми псалиями (Arrhenius 1983: fi g. 17). В целом, однако, на меровингском Западе доминируют другие типы удил (см. свод: Oexle 1992).
____________________________
Представляется, что этот условный термин, принятый финскими археологами, можно распространить и на территории к югу от Финского залива, поскольку выявленный здесь материал начала средневековья напоминает финский.

Не исключено, что к числу трехчастных относятся и удила с селища Подол-3, также в бассейне Верхней Волги (Исланова 2012: рис. 124: 1), поскольку они имеют грызла разной длины. Однако, оформление окончания одного из грызл свидетельствует, скорее, о том, что мы имеем дело всё-таки с двухчастными удилами (Исланова 2012: 42).

На том же могильнике Тенген, в погр. 14, найдены и удила с пятичастными грызлами (Berendt 1873: Taf. I: 14a). В кладе Русиши (Rūsiši), на территории Латвии, позднего V — раннего VI вв. (судя по арбалетной фибуле с рифленым корпусом) также встречены пятичастные удила (Urtans 1977: 148, 52: 17 att., N° 22).

Раскопки Э. Б. Зальцмана в 2010 г. (Самбийская экспедиция ИА РАН). Материал готовится к публикации.

Контакты:
Адрес: Толстого, 311-А 123115 Москва,
Телефон:+7 989-149-81-32, Электронная почта: contact@litanons.ru Новости науки и техники - Новейшие технологии сегодня в мире

#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #балты@l_u_n_n_i_t_s_a #великое_переселение_народов@l_u_n_n_i_t_s_a #впн@l_u_n_n_i_t_s_a
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #великое_переселение_народов@l_u_n_n_i_t_s_a #женский_костюм@l_u_n_n_i_t_s_a #кубань@l_u_n_n_i_t_s_a #западное_предкавказье@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
а. в. мастыкова. женский костюм оседлого населения нижней кубани v–vi вв. (по материалам могильника
#антинорманизм@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #историография@l_u_n_n_i_t_s_a #норманизм@l_u_n_n_i_t_s_a #этимология@l_u_n_n_i_t_s_a #этноним@l_u_n_n_i_t_s_a #антинорманизм@l_u_n_n_i_t_s_a
л.с. клейн "«русь» в системе этнонимов как ключ к происхождению термина". / stratum plus. археология и культурная антропология. выпуск № 6 / 2014.в
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #дружинная_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #погребальный_обряд@l_u_n_n_i_t_s_a #скандинавия@l_u_n_n_i_t_s_a #ювелирный_убор@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
ю. м. лесман "скандинавский компонент древнерусской культуры"данная статья является посмертной публикацией работы ю.м. лесмана в том виде, какой она
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #книги@l_u_n_n_i_t_s_a #меря@l_u_n_n_i_t_s_a #финно_угры@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
мерянская подборка.фото взято отсюда: и отсюда:
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #ливы@l_u_n_n_i_t_s_a #финно_угры@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
находки с поселения саласпилс лаукскола
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #волго_окское_междуречье@l_u_n_n_i_t_s_a #КРОМ@l_u_n_n_i_t_s_a #культура_рязано_окских_могильников@l_u_n_n_i_t_s_a #поволжские_финны@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
рязано-окская подборка.фотография взята из группы изучения финно-угорской культуры.
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #вятка@l_u_n_n_i_t_s_a #еманаевская_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #жертвенные_комплексы@l_u_n_n_i_t_s_a #раннее_средневековье@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
«жертвенные комплексы» как элемент погребальных традиций населения вятского края в раннем средневековьеисследуются «жертвенные комплексы» из
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #историография@l_u_n_n_i_t_s_a #мари@l_u_n_n_i_t_s_a #марийская_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #мезолит@l_u_n_n_i_t_s_a #неолит@l_u_n_n_i_t_s_a #нижегородское_поветлужье@l_u_n_n_i_t_s_a #ранний_железный_век@l #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
акилбаев а.в «историография проблемы этнокультурных и торговых связей населения ветлужско-вятского междуречья в ix - начале xii вв».в данной статье
#древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #клад@l_u_n_n_i_t_s_a #скандинавия@l_u_n_n_i_t_s_a #викинги@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a
камерное погребение псковского некрополя, x в.обнаружены в 2003–2004 годах во время археологических изысканий на
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a  #клад@l_u_n_n_i_t_s_a #скандинавия@l_u_n_n_i_t_s_a #украшения@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
серебряный клад из терслева, о. сьеланд.содержит 6,6 кг серебра, включая 1751 монету, 1708 из которых - арабские дирхемы. самая
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #балты@l_u_n_n_i_t_s_a #литва@l_u_n_n_i_t_s_a #латвия@l_u_n_n_i_t_s_a #погребальный_обряд@l_u_n_n_i_t_s_a #христианство@l_u_n_n_i_t_s_a #язычество@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
татьяна берга литовские элементы в кладбищах августинишки и слутишки xiv - начала xvii века. lietuvos archeologija. 2001. t. 21, p. 421-430
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #археология_тамбовщины@l_u_n_n_i_t_s_a #древнемордовская_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #мордва@l_u_n_n_i_t_s_a #средневековье@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
андреев сергей иванович "древнемордовские украшения давыдовского городища"/ вестник тамбовского университета. серия: гуманитарные науки/ выпуск № 12
#дружинная_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #культ_оружия@l_u_n_n_i_t_s_a #христианство@l_u_n_n_i_t_s_a #язычество@l_u_n_n_i_t_s_a #дружинная_культура@l_u_n_n_i_t_s_a
мещеряков в.в."особенности трансформации древнерусского дружинного культа оружия в процессе христианизации"в данной статье раскрываются изменения,
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #историография@l_u_n_n_i_t_s_a #критика@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
д. м. котышев "полянский союз племён": истоки и судьбы концепции б.а. рыбакова" / вестник челябинского государственного университета. 2009. № 23
#археология@e_m_b_l_a #амазонки@e_m_b_l_a #женщины_воительницы@e_m_b_l_a #история@e_m_b_l_a #погребальный_обряд@e_m_b_l_a #археология@e_m_b_l_a
e. е. фиалко "погребения амазонок из могильника мамай-гора" / stratum plus. археология и культурная антропология. выпуск № 3 /
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.