29.08.2017 0 0

18 месяцев тьмы: Cмоделированы последствия падения астероида убившего динозавров

Около 65-66 миллионов лет назад наша планета пережила последнее великое массовое вымирание (т.н. мел-палеогеновое вымирание). Оно привело к гибели примерно одной шестой части всех земных видов. Особенно сильно событие затронуло сухопутных позвоночных. Почти все виды с массой тела свыше 25 кг не пережили глобальной катастрофы, в том числе и динозавры. Разрушение старых экосистем резко подстегнуло эволюцию таких групп животных, как птицы и млекопитающие. Считается, что именно мел-палеогеновое вымирание запустило цепочку событий, которые, в конечном счете, привели к возникновению и доминированию на планете Homo Sapiens.

В настоящее время большинство ученых связывает мел-палеогеновое вымирание с последствиями удара крупного астероида. Очевидным кандидатом на место его падения является кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан, который образовался примерно 65 миллионов лет назад. Его диаметр составляет около 180 км, размер образовавшее его тела был равен 10 км. Энергия удара оценивается в 100 тератонн в тротиловом эквиваленте, что почти в два миллиона раз больше самой мощной когда-либо испытанной термоядерной бомбы.

Группа ученых из Национального центра атмосферных исследований США при поддержке NASA и Колорадского университета в Боулдере создала наиболее подробную компьютерную модель, позволяющую оценить последствия этого удара. Согласно их выводам, при столкновении в земную атмосферу было выброшено порядка 15 триллионов тонн пепла, пыли и сажи. Для сравнения, во время извержения вулкана Тамбора, приведшего к т.н. «году без лета», было выброшено около 140 миллиардов тонн материала.

Попадание в атмосферу такого огромного количества вещества привело к тому, что на следующие 18 месяцев планета погрузилась во тьму. Освещенность поверхности фактически снизилась до уровня лунной ночи. Температура океанов уменьшилась на 11, а континентов — на 28 градусов Цельсия. Фотосинтез практически остановился.

В то же самое время, попавший в верхние слои атмосферы пепел поглощал солнечную энергию, нагревая окружающий воздух. В результате температура стратосферы достигла 200 градусов Цельсия, что привело к уничтожению озонового слоя. Когда пыль осела, жесткое ультрафиолетовое излучение смогло беспрепятственно добраться до земной поверхности. Со временем озоновый слой восстановился, а средние температуры вернулись к привычным значениям. Но далеко не все виды дожили до этого.

Несмотря на то, что новая модель намного более подробна, нежели предыдущие исследования последствий удара, ее авторы особо подчеркивают, что у нее также имеются определенные ограничения. Например, она основана на современном земном климате и проценте содержании газов в атмосфере, в то время как во времена динозавров их состав несколько отличался. Также модель не учитывает выбросы пыли и сажи из-за вызванных ударом лесных пожаров и вулканической активности. Так что в будущем нам стоит ждать появления еще более точных моделей последствий столкновения, изменившего ход всей земной истории.

Источник:

После падения астероида динозавры выжили, – ученые После падения астероида динозавры
ученые сделали вывод, что падение астероида на землю не привело к исчезновению динозавров. исследования на полуострове юкатан это подтверждают,
Уничтоживший динозавров астероид мог пробить насквозь кору Земли Уничтоживший динозавров астероид мог
проанализировав кратер, образовавшийся в результате падения астероида, положившего конец эпохе динозавров, ученые
Ученые выяснили, почему динозавры вымерли настолько стремительно Ученые выяснили, почему динозавры
ученые, исследовавшие кратер чиксулуб, возникший 66 млн лет назад в результате падения на землю астероида, пролили свет на то, почему динозавры
Сажа в небе вызвала 18-месячную «ночь» и стала причиной вымирания динозавров Сажа в небе вызвала 18-месячную «ночь»
ученые из национального центра атмосферных исследований в сша смоделировали резкое изменение климата на земле на границе мела и палеогена. оказалось,
«Планета-Х» виновата в массовых смертях на Земле — Ученые «Планета-Х» виновата в массовых смертях
на сайте арканзасского университета появилась публикация группы ученых, которые уверены в том, что «планета-х» виновата в массовых смертях на
Ученые: Комета чуть не спровоцировала вымирание 56 млн лет назад Ученые: Комета чуть не спровоцировала
американские ученые из института ренессалера в трое считают, что комета, упавшая на землю 56 млн лет назад, чуть не
Ученые пробурили дно кратера Чиксулуб, который образовался от падения астероида, убившего динозавров Ученые пробурили дно кратера Чиксулуб,
ученые прояснили подробности катастрофы, которая произошла 66 миллионов лет назад. тогда в нашу планету — в место, где сейчас находится мексиканский
На Земле начинается массовое вымирание животных На Земле начинается массовое вымирание
последствия массовой индустриализации и влияния человека на нашу планету возрастают с каждым днем, давая начало новым
Динозавры могли погибнуть более продолжительной и мучительной смертью Динозавры могли погибнуть более
«собачий холод и существенно сниженная световая активность стали концом для нептичьих динозавров около 66 миллионов
Россия и Великие вымирания. Россия и Великие вымирания.
последнее из крупных вымираний произошло на границе эоценовой и олигоценовой эпохи палеогенового периода 35-30 млн лет назад.связывают