Новости науки и техники - новейшие технологии сегодня в мире
29.08.2017 0 0

#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #балты@l_u_n_n_i_t_s_a #великое_переселение_народов@l_u_n_n_i_t_s_a #культура_псковских_длинных_курганов@l_u_n_n_i_t_s_a #кпдк@l_u_n_n_i_t_s_a #раннее_средневековье@l_u_n_n_i_t_s_a #эпоха_великого_переселения@l_u_n_n_i_t_s_a


купить с доставкой



Е. Р. Михайлова "Снаряжение всадника и коня в псковских длинных курганах" / Stratum plus №6. 2014.

Среди находок в памятниках культуры псковских длинных курганов (КПДК) известна выразительная серия предметов, связанных со снаряжением коня и всадника: удила, шпоры, детали уздечного набора. В настоящей работе будет рассмотрена типология этих находок, их хронология, а также состав комплексов находок из конских захоронений.

Удила представлены несколькими разнотипными находками (рис. 1: 1, 2; 5: 1, 6). В могильниках Дорохи I и Залахтовье найдены двучленные удила с кольчатыми окончаниями; в Жеребятино — фрагмент удил с кольчатыми окончаниями, по-видимому, также двучленных (Чернягин 1941: 101; Штыхаў 1992: 127, мал. 17: 1; Хвощинская 2004: 183). Удила из Гринино 2 трехчастные, их крайние звенья скованы из сложенного пополам железного прута (Олейников 2013: 492).

Двучленные удила с подвижными кольцами широко распространены в Восточной Европе на протяжении длительного времени (Каргапольцев 2000; Хвощинская 2004: 26).

В лесной зоне Восточной Европы они найдены, например, в верхних слоях дьяковских городищ (Смирнов 1974: 62; Розенфельдт 1982: рис. 35: 15), в рязано-окском Никитинском могильнике (Воронина, Зеленцова, Энговатова 2005: рис. 15: 4; 18: 1; 30: 4), в тушемлинских поселениях Демидовка, Близнаки, Слобода Глушица (Шмидт 1976: рис. 44: 18; 1995: 113), на памятниках удомельского типа Курово 2, Бережок (Исланова 1997: 67, 83, рис. 79: 8, 9; 140: 14), в нижнем слое Изборского городища (Седов 2007: 107, рис. 88: 1, 3). Аналогичные удила встречены также на раннеславянских памятниках пражской и пеньковской культур, в частности, на городище Зимно (Аулiх 1972: 47, табл. VIII: 29—31), на раннесредневековых балтских городищах Кентескалнс (Kenteskalns) и Каткушкес (Katkuškės) (Stubavs 1976: tab. XI: 5; Kulikauskas, Kulikauskene, Tautavičus 1961: fi g. 204: 1). В Западной Европе такие удила неоднократно встречены в комплексах меровингского времени (см., напр.: Oexle 1992: Taf. 8: 29.1; 40: 89.1; 41: 94.20; Koch 2001: Taf. 2B; Schach-Dörges 2004: Taf. 43: 6; Quast 2006: Taf. 11: 28).

Трехчастные удила также не имеют узкой даты. Известна целая серия комплексов с трехчастными удилами с кольчатыми окончаниями, датирующихся V—VI вв., включая курганное погребение восточнолитовской традиции в Доложском, недалеко от могильника Жеребятино. Сведения об этих находках обобщил М. М. Казанский (1999: 410; 2014). Необходимо упомянуть также трехчастные удила, встреченные в нижнем слое с лепной керамикой Изборского (Труворова) городища (Седов 2007: 107, рис. 88: 4). Наиболее поздние находки таких удил в Северной Европе датируются эпохой викингов (Кочкуркина 1981: табл. 2: 25; Ørsnes 1993: 190, 191).

Хотя удила из могильника Гринино 2 отличаются от подавляющего большинства находок своими окончаниями, довольно небрежно выполненными из согнутых петлей железных прутков, их можно рассматривать как подражание этому типу удил. Радиоуглеродные даты, полученные для кургана, где найдены удила, соответствуют их широкой датировке — 670 ± 125 гг. н. э. (Олейников 2013: 492).

В памятниках КПДК найдено несколько железных шпор с коротким шипом и крючками для крепления к обуви (рис. 1: 3, 4). Одна из них найдена в могильнике Дорохи IV в Северной Белоруссии (Штыхаў 1992: 129, мал. 17: 6), еще две — на поселениях (селище Заозерье в бассейне р. Мсты (раскопки В. Я. Конецкого, не опубл.); селище Горка в бассейне Плюссы (Попов 2010: 372, рис. 5: 9)).

Г. Р. Шмидт в сообщении о своих раскопках на территории Шелонской пятины Новгородской земли (работы велись преимущественно в среднем течении р. Плюссы) упоминает о случайной находке шпоры неизвестного типа в длинном кургане, не сообщая точного места находки: «…шпора, которая была найдена одним из моих работников в “долгой могиле”, как местное народонаселение называет длинные курганы. По словам рабочего, он эту шпору нашел в слое пепла, и кроме нее, ничего там не находилось» (Шмидт 1886: 621). Находка была представлена Г. Р. Шмидтом в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, ее дальнейшая судьба не известна.

Железные шпоры с коротким шипом и крючками для крепления к обуви бытовали долго — от римского времени вплоть до эпохи раннего средневековья.

Их находки в Восточной Европе уже привлекали внимание исследователей (Перхавко 1978; Седов 1999: 93—96; Kazanski 1999, 2007: Appendix n°3). Последние по времени обзоры находок в Центральной Европе принадлежат А. Реттнеру и П. Шлеммеру (Rettner 1997; Schlemmer 2004).

Наиболее ранние находки шпор с коротким шипом и крючками в Восточной Европе представлены уже в римское время, в черняховских памятниках и на ряде городищ лесной зоны, относящихся к позднему этапу культур штрихованной керамики и днепродвинской (Дедиловичи, Лабенщина, Девички) (Митрофанов 1978: 108—109, рис. 25: 1; Шадыра 2006: 60).

Позднее они встречаются на целом ряде поселений: на банцеровских (Шадыра 2006: табл. 15/II: 40—42), тушемлинских (Перхавко 1978: 122; Митрофанов 1978: рис. 54: 6), колочинских (Перхавко 1978: 122; Kazanski 1999: II. 14) и др. Шпора с крючками на концах обнаружена в предматериковых отложениях Изборского городища (Седов 2007: 109, рис. 88: 6).

Шпоры с крючками известны также в Юго-Восточной Прибалтике в середине — третьей четверти I тыс. н. э. Это находки на могильнике Плинкайгалис (Plinkaigalis) (Kazakevičius 1993: 80, pav. 136: 1), могильнике Саука (Sauka) (Moora 1929: Taf. 32: 6), городищах Кентескалнс, Асоте (Asote), Сокишкяй (Sokiškiai) и др. (Stubavs 1976: tab. XI: 11; Седов 1999: 94, 96).

Шпоры из Дорохов и Горки можно отнести к типу V-а по В. Б. Перхавко (с уплощенной дужкой и острым коническим шипом, длина которого достигает ½ общей длины шпоры) (Перхавко 1978: 122, рис. 3); по мнению А. Реттнера, шпоры с пластинчатым сечением дуги составляют типологически наиболее архаичную разновидность шпор с коротким шипом и крючками, хотя встречаются вплоть до 700 г. (Rettner 1997: 140 f.).

В целом, шпоры с коротким шипом и крючками для крепления к обуви пока не могут быть датированы уже, чем IV — начало VIII вв. В этот промежуток укладывается и радиоуглеродная дата, полученная для селища Горка (Попов 2010: 367).

Единственной находкой представлена привеска для плети — она найдена на Крюковском селище (Торопов 1997: 14) (рис. 1: 5).

Необходимо упомянуть еще несколько находок, которые предположительно также связываются с конской упряжью (рис. 2: 1—3). В могильнике Куреваниха III (курган 15, погр. 2) найдено железное кольцо с обоймой (Башенькин, Васенина 2007: 49, рис. 6), а в Гринино 2 (курган 2, погр. 1) и Усть-Смолке III (курган 3, погр. 5) — железные дугообразные обоймы (Лопатин 2004: 204—205; Олейников 2013: 483). Вероятно, все эти предметы представляют собой зажимы для уздечных ремней. Отношение их к деталям конской узды подтверждается присутствием костей коня в погребениях в Гринино 2 и Куреванихе III.

Подробнее в документе:

купить с доставкой
Контакты:
Адрес: Толстого, 311-А 123115 Москва,
Телефон:+7 989-149-81-32, Электронная почта: contact@litanons.ru Новости науки и техники - Новейшие технологии сегодня в мире

#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #балты@l_u_n_n_i_t_s_a #великое_переселение_народов@l_u_n_n_i_t_s_a #культура_псковских_длинных_курганов@l_u_n_n_i_t_s_a #кпдк@l_u_n_n_i_t_s_a #раннее_средневековье@l_u_n_n_i_t_s_a #эпоха_великого_переселения@l_u_n_n_i_t_s_a
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #волго_окское_междуречье@l_u_n_n_i_t_s_a #КРОМ@l_u_n_n_i_t_s_a #культура_рязано_окских_могильников@l_u_n_n_i_t_s_a #поволжские_финны@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
рязано-окская подборка.фотография взята из группы изучения финно-угорской культуры.
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #книги@l_u_n_n_i_t_s_a #меря@l_u_n_n_i_t_s_a #финно_угры@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
мерянская подборка.фото взято отсюда: и отсюда:
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #вятка@l_u_n_n_i_t_s_a #еманаевская_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #жертвенные_комплексы@l_u_n_n_i_t_s_a #раннее_средневековье@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
«жертвенные комплексы» как элемент погребальных традиций населения вятского края в раннем средневековьеисследуются «жертвенные комплексы» из
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #ливы@l_u_n_n_i_t_s_a #финно_угры@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
находки с поселения саласпилс лаукскола
#древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #клад@l_u_n_n_i_t_s_a #скандинавия@l_u_n_n_i_t_s_a #викинги@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a
камерное погребение псковского некрополя, x в.обнаружены в 2003–2004 годах во время археологических изысканий на
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #дружинная_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #погребальный_обряд@l_u_n_n_i_t_s_a #скандинавия@l_u_n_n_i_t_s_a #ювелирный_убор@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
ю. м. лесман "скандинавский компонент древнерусской культуры"данная статья является посмертной публикацией работы ю.м. лесмана в том виде, какой она
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #историография@l_u_n_n_i_t_s_a #мари@l_u_n_n_i_t_s_a #марийская_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #мезолит@l_u_n_n_i_t_s_a #неолит@l_u_n_n_i_t_s_a #нижегородское_поветлужье@l_u_n_n_i_t_s_a #ранний_железный_век@l #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
акилбаев а.в «историография проблемы этнокультурных и торговых связей населения ветлужско-вятского междуречья в ix - начале xii вв».в данной статье
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #великое_переселение_народов@l_u_n_n_i_t_s_a #женский_костюм@l_u_n_n_i_t_s_a #кубань@l_u_n_n_i_t_s_a #западное_предкавказье@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
а. в. мастыкова. женский костюм оседлого населения нижней кубани v–vi вв. (по материалам могильника
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #археология_тамбовщины@l_u_n_n_i_t_s_a #древнемордовская_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #мордва@l_u_n_n_i_t_s_a #средневековье@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
андреев сергей иванович "древнемордовские украшения давыдовского городища"/ вестник тамбовского университета. серия: гуманитарные науки/ выпуск № 12
#антинорманизм@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #историография@l_u_n_n_i_t_s_a #норманизм@l_u_n_n_i_t_s_a #этимология@l_u_n_n_i_t_s_a #этноним@l_u_n_n_i_t_s_a #антинорманизм@l_u_n_n_i_t_s_a
л.с. клейн "«русь» в системе этнонимов как ключ к происхождению термина". / stratum plus. археология и культурная антропология. выпуск № 6 / 2014.в
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a  #клад@l_u_n_n_i_t_s_a #скандинавия@l_u_n_n_i_t_s_a #украшения@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
серебряный клад из терслева, о. сьеланд.содержит 6,6 кг серебра, включая 1751 монету, 1708 из которых - арабские дирхемы. самая
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #балты@l_u_n_n_i_t_s_a #литва@l_u_n_n_i_t_s_a #латвия@l_u_n_n_i_t_s_a #погребальный_обряд@l_u_n_n_i_t_s_a #христианство@l_u_n_n_i_t_s_a #язычество@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
татьяна берга литовские элементы в кладбищах августинишки и слутишки xiv - начала xvii века. lietuvos archeologija. 2001. t. 21, p. 421-430
#дружинная_культура@l_u_n_n_i_t_s_a #культ_оружия@l_u_n_n_i_t_s_a #христианство@l_u_n_n_i_t_s_a #язычество@l_u_n_n_i_t_s_a #дружинная_культура@l_u_n_n_i_t_s_a
мещеряков в.в."особенности трансформации древнерусского дружинного культа оружия в процессе христианизации"в данной статье раскрываются изменения,
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #балты@l_u_n_n_i_t_s_a #великое_переселение_народов@l_u_n_n_i_t_s_a #впн@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
м. м. казанский "удила эпохи переселения народов из погребения в доложском погосте" / stratum plus. археология и культурная антропология. 2014.часть
#археология@l_u_n_n_i_t_s_a #древняя_русь@l_u_n_n_i_t_s_a #история@l_u_n_n_i_t_s_a #историография@l_u_n_n_i_t_s_a #критика@l_u_n_n_i_t_s_a #археология@l_u_n_n_i_t_s_a
д. м. котышев "полянский союз племён": истоки и судьбы концепции б.а. рыбакова" / вестник челябинского государственного университета. 2009. № 23
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.