Новости науки и техники - новейшие технологии сегодня в мире
16.07.2017 0 0

16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом патриарху Консатнтинопольскому Михаилу Керуларию была вручена папская булла с анафемой. Патриарх, в свою очередь, проклял


купить с доставкой



Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года, однако, именно в 1054 году Папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

В 1054 году Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Константинов дар, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви.

Реакция патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Даже когда один из отлучённых легатов стал папой (Стефан IX), этот раскол не считался окончательным и особо важным, а папа направил посольство в Константинополь извиниться за резкость Гумберта. Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришёл папа Григорий VII, который в своё время был протеже умершего уже кардинала Гумберта. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Керулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и духовенством, которое не знало ещё о произошедшем в Константинополе разделении.

Поскольку Киевская Русь приняла крещение чуть больше чем за полвека до раскола, то она не имела ни автокефалии, ни собственных митрополитов из славян; во главе Киевской митрополии были греческие иерархи, которые полностью подчинялись Константинопольскому патриарху. Именно они обычно были идеологами в Русской митрополии. Киевские митрополиты греческого происхождения начали антикатолическую полемику ещё до 1054 года, до раскола. Известно обличительное послание, бывшее до разделения, митрополита Киевского Льва, в котором он обличал «филиокве», опресноки и прочие латинские обычаи, однако «кротко», без резких выражений или укоризны. После низложения Илариона антилатинская проповедь усилилась среди высшего греческого духовенства. Новоиспечённое русское низшее духовенство следовало целиком за своими учителями и иерархами-греками. Но русские правители поддерживали дипломатические отношения с Римом, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости, а в русских городах существовали латинские храмы, к которым проявлялась веротерпимость.

Двадцать лет спустя «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и взывал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе. Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Пётр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов Изяслав вернулся в Киев (1077) без помощи Римского папы, поэтому обещания остались без исполнения. Ярополк канонизирован Русской православной церковью.
Около 1089 года в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счёт его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но всё же направленным против «заблуждений» латинян (это первое по времени неапокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169 году.
В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228 года), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 году князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греческих митрополитов) многочисленные смешанные браки (только с польскими князьями — более двадцати), и ни в одном из этих случаев не зарегистрировано ничего похожего на «переход» из одного вероисповедания в другое. Западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни, например, на Руси были органы до монгольского нашествия (которые затем исчезли), колокола на Русь завозились в основном с Запада, где имели большее распространение, чем у греков.

Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.

купить с доставкой
Контакты:
Адрес: Толстого, 311-А 123115 Москва,
Телефон:+7 989-149-81-32, Электронная почта: contact@litanons.ru Новости науки и техники - Новейшие технологии сегодня в мире

16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом патриарху Консатнтинопольскому Михаилу Керуларию была вручена папская булла с анафемой. Патриарх, в свою очередь, проклял
Самый высокий водопад в мире Самый высокий водопад в мире
анхель высотой 979 м (по другим данным, 1054 м), расположенный в южной америке (венесуэла)
Фото дня – 1 ноября Фото дня – 1 ноября
космический телескоп hubble продемонстрировал новый взгляд на крабовидную туманность. в 1054 году, во времена правления
19 марта 1441 года в Москву вернулся митрополит Исидор (грек по происхождению), подписавший летом 1439 года во Флоренции унию об объединении православной и католической церквей под властью папы римского. Во время архиерейского богослужения в Успенском соб 19 марта 1441 года в Москву вернулся
через три дня был взят под стражу по указу великого князя и заключён в чудов монастырь. осуждён на соборе русского духовенства, при этом отказался от
22 апреля 1418 года завершился Констанцский собор — XVI вселенский собор, проходивший в городе Констанце в комплексе зданий местного кафедрального собора. Созван папой Иоанном XXIII по настоянию германского императора Сигизмунда. Главной задачей собора бы 22 апреля 1418 года завершился
собор в констанце восстановил единство католической церкви. соборные отцы приняли отречение римского папы григория xii и пизанского папы иоанна
5 декабря 1484 года папа римский Иннокентий VIII выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» (официальное название 5 декабря 1484 года папа римский
официально признавая существование ведьм, булла давала полное папское одобрение действиям инквизиции с разрешением
1января 1431 года родился Родриго Борджиа (после интронизации - Александр VI) - второй папа римский из испанского рода Борджиа (Борха) с 11 августа 1492 года. Значительно расширил пределы Папской области, превратив её в одно из крупнейших государств Итали 1января 1431 года родился Родриго
в 1456 году родриго становится кардиналом, в 1457 году — вице-канцлером римской церкви. несмотря на то, что его назначение,
31 октября 1517 года доктор теологии и монах-августинианец Мартин Лютер прикрепил 95 тезисов к двери церкви в Виттенберге и тем самым положил начало дискуссий о роли Римской католической цервки в епитимии, роли папы и практике продажи индульгенций. 31 октября 1517 года доктор теологии и
основной мотив и идея написания 95 (xcv) тезисов — критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы
С.М. СОЛОВЬЕВ - ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН - Том 1 и 2 С.М. СОЛОВЬЕВ - ИСТОРИЯ РОССИИ С
"история россии с древнейших времен", созданная знаменитым историком сергеем михайловичем соловьевым (1820-1879), не имеет себе равных в
Тайное венчание императрицы Елизаветы Тайное венчание императрицы Елизаветы
по легенде в 1742 году в перовской церкви состоялось тайное венчание императрицы елизаветы петровны и обер-егермейстера
Блогера Соколовского позвали ловить покемонов в пастафарианской церкви Блогера Соколовского позвали ловить
блогер руслан соколовский, арестованный после ловли покемонов в православном храме, получил приглашение охотиться на виртуальных монстров в
Первая Исаакиевская церковь... Первая Исаакиевская церковь...
к 1706 году на адмиралтейских верфях работало более 10 тысяч человек, но церквей, куда могли бы они ходить, не было. чтобы решить эту проблему, пётр
Влияние Церкви Влияние Церкви
православная российская церковь была мощнейшей церковью в мире. только к 1913 году в ри насчитывалось 67 тыс. церквей и 1
Одно из самых фотографируемых мест Греции - храме святого Стилиана на острове Санторини, возведенный на краю обрыва. Одно из самых фотографируемых мест
первое упоминание об этой церкви относится к 1757 году. некогда ее фасад и башнеобразная колокольня были украшены в стиле
25 декабря 800 года Карл Великий был коронован в Риме как 25 декабря 800 года Карл Великий был
осенью 800 года карл отправился в рим, где знатные римляне устроили заговор против папы льва iii, арестовав его во время
4 мая 1493 года Папой Александром VI была выпущена булла Inter caetera №2 4 мая 1493 года Папой Александром VI
булла передала королевствам арагону и кастилии (испании) все земли «к западу и югу» от линии, соединяющей полюса земли и проходящей в ста лигах
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.