12.01.2017 0 0

Провоспалительный стресс — это стрессорное воздействие различной природы, вызывающее воспаление, в частности, в ткани мозга (нейровоспаление). При этом клетки микроглии мозга, обладающие свойствами макрофагов (клетки иммунной системы, которые захватывают и элиминируют чужеродные или токсичные частицы), и астроциты, также глиальные клетки, выделяют специальные химические вещества, цитокины, которые являются медиаторами воспаления. На первом этапе воспаление — адаптивный и благоприятный процесс, однако иногда он заходит слишком далеко. В таких случаях начинается избыточная секреция цитокинов и развиваются процессы, которые способствуют дегенерации и гибели клеток, в частности нейронов.

«Отправная точка была довольно простая: давно замечено психиатрами, что едва ли не большая часть людей, больных депрессией, пережили какие-то серьезные стрессорные травмы, например насилие, в раннем возрасте. Кроме того, известно, что проблемы в грудном возрасте или даже пренатальном — гипоксия плода или инфекции — приводят к развитию самых разных заболеваний, в том числе депрессий», — рассказала соавтор статьи, доктор биологических наук, профессор Наталия Гуляева, заведующая лабораторией функциональной биохимии нервной системы и заместитель директора Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, руководитель гранта РНФ.

Целью ученых было найти механизмы, отвечающие за развитие заболевания, чтобы, адресно воздействуя на эти механизмы, впоследствии остановить процесс болезни или даже предотвратить ее.

В ходе эксперимента ученые моделировали ранний провоспалительный стресс, вводя новорожденным (3-5 дневным) крысятам в небольшой дозе бактериальный липополисахарид — фрагмент стенки бактерии, который и вызывал воспалительные процессы в организме, в частности нейровоспаление. Затем следили, как изменяется поведение подрастающих животных в сравнении с контрольными, которые не подвергались провоспалительному стрессу, в подростковом (для крыс — месячном) возрасте и до достижения половозрелого возраста — трех месяцев. В частности, ученые смотрели, как у крысят развиваются симптомы депрессии и тревожности, исследовали синаптическую пластичность мозга, которая определяет способность организма к обучению и памяти.

В результате ученые выяснили, что у крысят постепенно развиваются симптомы, характерные для психоэмоциональных расстройств. В подростковом возрасте проявлялись признаки тревожности и начинало появляться депрессивноподобное поведение, которое было уже ярко выражено у взрослых животных. Синаптическая пластичность мозга животных была серьезно нарушена в результате провоспалительного стресса уже в подростковом возрасте. Более того, уровень кортикостерона, гормона стресса, был повышен, значит, у этих животных появляется постоянно действующий внутренний фактор стресса. В стрессовой ситуации и у человека, и у крысы из надпочечников выделяется большое количество этого стрессорного гормона (у человека аналогом кортикостерона является гормон кортизол), и это имеет адаптивное значение, мобилизуя метаболические процессы для преодоления стресса. Однако, если уровень кортикостерона (или кортизола у человека) стабильно повышен, дополнительного выброса гормона уже не происходит, и это существенно снижает устойчивость организма к стрессу. Так избыток кортикостерона наносит двойной удар — истощает метаболические источники и ослабляет возможности противодействия стрессу.

Исследователи надеются, что результаты их работы будут внедрены в клинику как для профилактических мероприятий при воздействии экстремальных факторов на детский организм, так и для разработки новых подходов лечения депрессии на основании выявленных новых молекулярно-клеточных механизмов.

Источник:

Ученые из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук проанализировали поведение крысят и доказали, что провоспалительный стресс в детстве приводит к развитию тревожно-депрессивного поведения во взрослом возрасте. Иссл Ученые из Института высшей нервной
провоспалительный стресс — это стрессорное воздействие различной природы, вызывающее воспаление, в частности, в ткани
Ученые выяснили корни депрессии Ученые выяснили корни депрессии